sbor_mini.png
 
Новости
ИЗРАЗЦЫ И СИТЦЫ, ПЛЕНИВШИЕ ПАРИЖ НАЧАЛА XX ВЕКА, ЗАСИЯЛИ В «КОЛОМЕНСКОМ» 4 Августа 2016

ИЗРАЗЦЫ И СИТЦЫ, ПЛЕНИВШИЕ ПАРИЖ НАЧАЛА XX ВЕКА, ЗАСИЯЛИ В «КОЛОМЕНСКОМ»

Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) «Коломенское» представляет выставку «Лики унесенного времени» из произведений художника Вадима Сташкевича, признанных ЮНЕСКО «предметами национального достояния и государственного престижа». 

Кратко об этой выставке можно было бы сказать – «мал золотник, да дорог». Вся экспозиция расположена в небольшом храме святого Георгия Победоносца на территории музея-заповедника «Коломенское». Святотатство исключено, просто церковные службы проходят здесь не часто, а содержание выставки гармонично вписывается в композицию убранства самого храма.

 

Храм святого Георгия Победоносца в Коломенском на переднем плане. Фото www.laifka.ukoz.ru

Художник Вадим Сташкевич на протяжении многих лет увлечен эпохой Андрея Боголюбского (1110-1174 гг.). Вернее, тем мощным импульсом, который дал XII век развитию русского искусства – и архитектуре, и иконописи, и живописи, и хоровому пению, и ландшафтному дизайну, и деревянным да гончарным промыслам, тканным ремеслам. Владимиро-Суздальское княжество укреплялось миролюбивой политикой Андрея Боголюбского и силой объединения сопредельных земель, став затем ядром Российского государства. Вадим Сташкевич поначалу, как всякий созерцатель, был пленен красотой православных храмов Владимирской земли, а затем стал настойчиво изучать истоки русского символизма, наиболее характерно проявленные в эпохе Боголюбского. Много лет художник разрабатывает тему влияния традиции на развитие народных промыслов, переживших на протяжении своей истории и бурный расцвет и горестное увядание, но не уничтожение – ибо никому пока не удавалось уничтожить русский код. Навредить - да, покалечить, даже разрушить, - попытки были и есть, - но искоренить не удалось.    

Барановские шали – красные ситцы 

На исходе XIX века Всемирные выставки в Париже (1889 и 1900 гг.), а также чуть ранее в Лондоне и Вене, знакомили посетителей и покупателей с достижениями русских мастеров в области искусства и техники. Особенно пленили парижанок Барановские шали и платки из ярко-красного ситца с набивным орнаментом. В 1886 году продукция фабриканта Исафа Ивановича Баранова на выставках в Лондоне, Вене и Париже была удостоена специальной награды Персидского шаха.

 

По краям презентационной коробки надписи на персидском. Фото www.shovbell.ru

А ткань «Смородиновый лист» на Всемирной выставке в Париже в 1889 году завоевала высшую награду «Гран-При» за изящество рисунка (*). Все платки во время Всемирной выставки в Париже были раскуплены в первые же дни, а российский павильон назвали «русским триумфом». 

 

Барановский платок с рисунком «Смородиновый лист». Фото www.platforum.ru

Это предисловие необходимо, чтобы понять, как Вадим Сташкевич преломляет народное достояние в своем искусстве. Центром композиции выставки «Лики унесенного времени» стала картина «Всадник на белом коне».

 

«Всадник на белом коне», художник Вадим Сташкевич. Фото Василия Грачева

Прообразом сюжету послужила икона святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия, символизирующего врага рода человеческого. Современный автор, взяв за основу достоверную историю, синтезировал в картине не только лучшую символику традиционных народных промыслов, но и глубинные смыслы. Всадник-избавитель явился на белоснежном коне гжелевского сине-василькового окраса, седло его украшено в лучших традициях северных и строгановских изразцов, сапожки – красочно-золотая хохлома, доспехи – орнамент храмовых узоров, препоясан герой лозой с гроздьями винограда – библейская символика жизни. В правой его руке тонкое, как луч, копье, бьющее без промаха насквозь. А в левой – щит, напоминающий нам росписи мастеров «Жостово». А что за знамя развевается за скакуном? – Да это же «барановские» ситцы со «смородиновым листом». А что за кружево топчет копытами белый конь? – Это же «вологодские кружева», - в какие бы переплетения словес и нарядов ни облекся враг, он будет раз - гад - ан и повержен. Таков мотив картины Вадима Сташкевича.

Всадник как будто выступил из разрушенной временем стены храма, из древних развалин, ярко засияв всем, что дорого русскому человеку, что хранило и оберегало его с колыбели. Не достает только сладкоголосого пения. Но и оно слышится в сочленении всего самого дорогого и близкого сердцу русскому – всего, что с пелен и до тризны сопровождает человека, его родная культура, его корни, его традиции, прорастающие через века и пагубы. Всадник как будто напоминает нам, в чем наша сила, в чем наша непобедимость. Держитесь за свое истинно ценное, за все, что накоплено дедами и прадедами, за ситцы держитесь, за изразцовое узорочье, за символы жизни, которые дадут понимание собственной мощи. Она не в деньгах, не в силе орудий только, а в духе, побуждающем к победе.              

 

Художник В.Сташкевич с дочкой Ясной и владыка Гурий перед картиной «Всадник на белом коне». Фото Василия Грачева.

На открытии выставки присутствовали священнослужители. Епископ Гурий (Шалимов) - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском - отметил важность новой тенденции, которая заключается в том, что светские мероприятия стали проходить с участием духовенства. Владыка, отмечая особенность работ Вадима Сташкевича, подчеркнул, что современное искусство продолжает вековые традиции. При осмотре экспозиции в личной беседе с художником, епископ Гурий поинтересовался процессом работы над полотном «Всадник на белом коне». Владыку беспокоил вопрос, каковы мотивы отказа автора от греческих традиций в написании им картины на известную икону? - «А к чему всаднику греческие доспехи, если моя задача - показать красоту традиций промысловых школ, отразить все их своеобразие в одном произведении?», - отвечал Вадим Сташкевич. Владыка Гурий внимательно рассматривал, как соединялись эпохи народного искусства в одной отдельно взятой картине.

 

Епископ Гурий (Шалимов) – настоятель храма иконы Божией Матери Казанская в Коломенском (Москва) и настоятель храма Святого Георгия Победоносца о.Николай. Фото Василия Грачева.

Владыка Гурий высоко оценил художественную выразительность керамической иконы святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Икона святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Автор Вадим Сташкевич. Фото Василия Грачева.

Слово автору экспозиции

«Моя задача, - сказал Вадим Сташкевич журналу «Международная жизнь», - в новом эстетическом облике показать библейский традиционный сюжет в ракурсе декоративно-прикладных традиций. Это способ найти гармонию, навеянную эпохой Андрея Боголюбского». Художник полагает, что Великий князь Владимиро-Суздальский через построенные им храмы пришел к глубинному пониманию веры, ревностному почитанию Богородицы – они, эти храмы, и сегодня ни с чем не сравнимы. А сам художник к изучению народных промыслов пришел через соборы Андрея Боголюбского. Вадим много путешествовал по России, по русскому Северу, Центральной полосе, Сибири. В результате экспедиций он пришел к выводу, что, несмотря на моду, диктуемую светской властью, в каждом веке оставалось устойчивое почитание символизма белокаменных соборов России. Это просматривается и в пермогорской домовой резьбе (Архангельская область), и в расписных прялках Вологды, в ситцах Ивановской мануфактуры – во всём истоки из сюжетов храмов Андрея Боголюбского. «Все эти символы были понятны любому человеку, который имел поэтическое мышление, - говорит Вадим Сташкевич. - Этого не искоренить, эта закладка «прорастает» в каждом веке».

Не только дальние экспедиции подсказали Вадиму Сташкевичу эти выводы, но и результат опыта автора, полученного в монастыре Андрея Стратилата в Москве – крупнейшем просветительском центре, а также в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой.

 

Вадим Сташкевич в мастерской при Ново-Иерусалимском монастыре на Истре. Фото из архива художника.

По словам Вадима Сташкевича, ключевой момент его творческой мотивации - это изучение традиций в монастырях. Всегда ранее храм был галереей русского искусства, он и остался таковой. Внутри и вокруг храмов всегда строили галереи, даже вокруг храма Покрова на Нерли, которую называют «одинокой свечой», были галереи. Их открыл археолог Н.Н.Воронин. Он назвал соборы Андрея Боголюбского «лебединой песней накануне великой беды». Так оно и было, в 1240 году на курултае было принято решение двинуть войска Чингиз-Хана на Русь. По мнению художника, эстетика эпохи Андрея Боголюбского имеет такое влияние на развитие современного отечественного искусства, которое трудно переоценить. Вадим считает, что к эта эпоха – живой родник, питающий современное искусство. Вера Великого князя была настолько сильна и пронзительна, что до сих пор поражает воображение художников. В Боголюбове есть женский монастырь, где сохранились княжеские палаты XII века, откуда Андрей Боголюбский мог видеть храм Покрова на Нерли, где он молился и принял мученическую смерь от рук убийц. Наверное, можно назвать чудом, что художнику посчастливелось увидеть внутреннюю роспись этих палат, понять насколько эстетика того времени повлияла на современное искусство. Речь идет, в том числе, и об изразцах, которыми украшали храмы и жилища мирян.

Изразцы – песни разноцветной глины

На открытии выставки «Лики унесенного времени» директор музея-заповедника «Коломенское» Сергей Худяков высоко оценил художественную особенность автора, работающего и в технике изразцов. Сергей Ильич напомнил, что последняя «вспышка» изразцового искусства была отмечена 120 лет назад, когда известный художник Михаил Врубель работал в подмосковной усадьбе Абрамцево у известного покровителя и ценителя художников, музыкантов и поэтов - Саввы Ивановича Мамонтова. Там у М.Врубеля была мастерская и павильон, где можно было выставить работы.

 

Директор музея-заповедника «Коломенское» Сергей Худяков, епископ Гурий, художник Вадим Сташкевич. Фото Василия Грачева. 

Директор МГОМЗ Сергей Худяков отметил, что в практике музея появился новый формат – выставки в исторических интерьерах. «Это подчеркивает преемственность старинных традиций русских народных промыслов и ремесел, отражавших особенности каждой эпохи в истории нашей страны», - сказал Сергей Ильич. Действительно, Коломенское – это центр духовной исторической силы, известный со времен Московского князя Ивана Калиты. «Коломенское» было и княжеской, и царской резиденцией, сохранившей одну из центральных церквей – Храм Воскресения Господне, возвышающийся на высоком холме над Москвой-рекой.

 

Храм Воскресения Господне в Коломенском. Фото  www.vladimirdar.ru

Ценность выставки подчеркнула и хранитель I категории МГОМЗ «Коломенское – Лефортово – Люблино» Светлана Измайловна Баранова – кандидат искусствоведения, доктор исторических наук, автор книг «Москва изразцовая» и «Русский изразец». Изразцы Вадим Сташкевич выделывает из фарфора, белой, голубой и розовой глины. К их изучению, точнее, к разгадке символов, которые таит каждый отдельно взятый изразец, Вадим подходил не сразу. Литературно-исторические памятники, летописи открывают многое пытливому уму; сам был на раскопках курганов, где находили манжеты с одежд захороненных, и по рисункам с этих частей одежды художник сличал значение того или иного символа, стараясь передать красоту и гармонию  того, что в купе называется русским символизмом.

 

Изразцы, выполненные Вадимом Сташкевичем. Фото Василия Грачева.

Изразцы Вадима Сташкевича – это и былина, и рассказ, и песня. На его изразцах львы ласково улыбаются, а грифоны пляшут, птицы поют, древо жизни благоухает цветами и ветвится корнями, летучий пес Семаргл (пишется и Симаргл) оберегает посевы, охраняет жилище. Пластика и ритмика в каждом сюжете, а соединенные вместе создают  экспрессию. Даже простое кружево имеет символическое значение – три листика – троичность бытия, волны – бегущая вода, крапинки вокруг волны – семена жизни. По изразцам можно читать историю жизни своего народа. 

 

Экспонат выставки «Лики унесенного времени». Фото Е.Студневой.

Куратор выставки искусствовед Наталия Полонникова отметила, что художников и керамистов много, но творчество Вадима Сташкевича в его изразцовых изделиях ценно уже тем, что угол зрения художника направлен на XII век – эпоху Андрея Боголюбского, откуда предстоит еще черпать и черпать вдохновение и смыслы не одному поколению творцов.

 

Директор МГОМЗ Сергей Худяков, епископ Гурий, о. Николай, художник Вадим Сташкевич, Татьяна Енина, сотрудница музея. Фото Василия Грачева. 

«Все, что делает Вадим Сташкевич – это художественное наследие России», - сказала куратор выставки журналу «Международная жизнь». Вернисаж посетили искусствоведы и представители многих музеев России. Высоко оценила творчество Вадима Сташкевича и заместитель директора по науке Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода» Марина Рыбакова. Комментируя свои впечатления от выставки журналу «Международная жизнь», она сказала: «Стилистика работ, представленных в экспозиции свидетельствует о большом потенциале художника, взявшегося за сложную и неконъюнктурную задачу – вернуть то, на чем «взошло» большое искусство России и осветило нашу жизнь, показать его самостоятельную ценность».

 

Икона «Путеводительница», керамика, автор Вадим Сташкевич. Фото из архива автора.

Человек, которого окружает такое искусство в быту, в каждом его начатом и прожитом дне, не сможет оставаться не думающим, не понимающим, не замечающим смыслов происходящего сегодня в стране и в мире. А значит, это искусство современно и своевременно. Картины «Поклонение волхвов», «Андрей Боголюбский» и «Благовещение» - это попытка современного автора рассказать новыми средствами библейскую притчу, о том, как благая весть преобразила мир. Да и все экспонаты выставки «Лики унесенного времени» находятся на той же высокой духовной волне.

Фрагмент экспозиции «Лики унесенного времени» в храме Святого Георгия Победоносца в «Коломенском». Фото Василия Грачева.


Возврат к списку